valuh


Вичуга - Москва - Россия

История - природа - география


Previous Entry Share Next Entry
Тайно раскольничий Юрьевецкий уезд (1852). Из секретных записок чиновника особых поручений МВД.
valuh
Публикуется впервые. Предисторию и об авторе дневника см. здесь.

Дневник Коллежского Асессора Арнольди

 
 
Село Парское.
Явных раскольников 12 душ обоего пола Поповщицкой секты и 4 секты Перекрещиванцов.
Во всем приходе села Парского 4000 душ обоего пола. Все они принадлежат двум помещикам Князю Трубецкому и Княгине Долгоруковой. Село Парское считается самым богатейшим торговым селом Юрьевецкого уезда. Все крестьяне занимаются исключительно тканьем разных бумажных и пряжных изделий, а до 500 душ, занимаются кроме того выделыванием роговых и костяных головных гребней и сбывают их на Нижегородской ярмарке и в Казанской губернии. Иногда в год на разных ярмарках сбывается до 200 000 гребней. 29 августа здесь бывает довольно значительная ярмарка и сбор с мест и лавок простирается в настоящее время только до 2000 руб. сер., а в прежнее время простирался иногда до 7000 руб. сер. Церковь в селе Парском во Имя Крестителя Господня, весьма древняя и великолепно разукрашенная. Образа есть превосходного старинного письма. Престол, Царские двери и множество больших образов из чистого массивного серебра с позолотой. Ежегодных вкладов бывает более чем на 1500 руб. серебр. Большой местный образ Иоанна Предтечи по преданию пожертвован в Церковь Царем Иоанном Васильевичем Грозным, после взятия Казани. Не только все прихожане Православные, но и самые закоренелые раскольники приходят иногда в Церковь приложиться к этому образу, только не во время службы. Есть также в Олтаре другой замечательный весьма богатый образ Корсуньской Божией Матери, весь украшенный золотом и драгоценными каменьями. В приходе села Парского, кроме вышепоименованных явных раскольников есть еще 3 семейства до 19 душ в деревне Петрове Княгини Долгоруковой, которые по словам Протоиерея Успенского, тайно состоят по Спасову Согласу. Вообще все здешние раскольники имеют связи с раскольниками сел Владимирской губернии: Иванова и Дунилова, которые находятся от Парского в 40 верстах и где до сих пор существует еще раскольническая часовня. Один из прихожан села Парского, Сергей Иванов из деревни Дунильцева, проживал прежде при этой часовне, а теперь там проживают его три сына. Старший из них Гаврило в 1842 году при венчании дал присягу и подписку присоединиться к Православию, а теперь явным образом снова уклоняется в раскол и объявил Священнику, что он не признает Православной церкви и просит числить его раскольником Поповщицкой секты. Сестра Сергея Иванова проживает в скитах Макарьевского уезда, откуда иногда приезжают в с. Парское беглые попы, для исправления различных треб.

 
Село Филисово.
 
Явных раскольников 3 души обоего пола по Спасову Согласию.
В приходе Филисова, который состоит из 6190 душ обоего пола, находится одна церковь и при ней 4 священника. Из них Священник Георгий Преображенский весьма примерной жизни и находится в большом уважении у своих прихожан. Он здесь Священствует более 30 лет и откровенно объяснил мне все, что знал о раскольниках своего прихода. Прежде по его словам раскол был здесь сильнее и раскольников было более но и теперь  вследствие покровительства Кинешемского раскольника купца Миндовского, раскол еще не прекратился. В деревне Гари г-жи Мятлевой, есть тайных раскольников до 20 душ по Спасову Согласу. Некоторые из них обещались ему несколько раз уже обратиться в Православие, но покровительство раскольников села Вичуги, которые доставляют им всевозможные выгоды, преимущественно пред другими Православными крестьянами, работающими, на их больших бумажных фабриках, заставляет многих оставаться в расколе. В Папине и Ганине несколько лет тому назад была открыта секта Скопцов и 8 человек были сосланы, но иные теперь возвращены уже. Кроме того две девки из тех же деревень Анна Александрова и Татьяна Леонтьева были тоже подозреваемы в оскоплении и боясь наказания, бежали. Слухи носятся, что родителям известно, где они проживают, и что будтобы по временам они тайно возвращаются в дома для свидания с своими родственниками, а между тем числятся в бегах. Замечательно, что простой народ скопцов называет здесь и Хлыстами и Лядами, так, что утвердительно нельзя сказать к какой кто секте принадлежит, надобно полагать, что Скопцы и Хлысты, составляя две совершенно различные секты, имеют между тем много общего в своих верованиях и обрядах, а именно: в одежде и пище. В вышеозначенных деревнях Ганино и Панино, а также в деревне Першино прихода села Вознесенского, полезно бы для открытия скопцов сделать внезапное освидетельствование, поручив это не местной Полиции, а благонадежным чиновникам, потому, что до сих пор носятся слухи, что эта секта здесь не прекратилась, и что есть еще несколько семейств, которые могут быть подозреваемы в оскоплении. Эти слухи подтверждаются даже образом жизни и поведением некоторых крестьян, они не едят мяса, не пьют вина, питаются большей частью мёдом, одним словом ведут такой образ жизни, какой обыкновенно замечается между Скопцами и Хлыстами. Не бывающих у Исповеди во всем приходе до 1500 душ обоего пола, но по всем розысканиям это вовсе не доказывает их склонность к расколу, а делается только по небрежению, или по отлучке. В Церковь все они ходят, Священников у себя принимают и всегда подходят к Кресту.

 
Село Сокольское.
 
В приходе села Сокольского по уверению Священника тайных раскольников нет, а зараженных духом раскола может быть наберется до 70 человек, которые весьма нерадивы к Церкви и почти никогда не бывали у Исповеди. Один крестьянин Дмитрий Ефимьев поступил в раскол тому назад два года, но неизвестно в какую секту. Потом он бежал, оставив в селе жену и двух детей и где теперь находится неизвестно. Эта неизвестная Священнику села Сокольского секта, есть вероятно секта Бегунов, учение которой перешло недавно из Кинешемского уезда в Юрьевецкий уезд.

 
Погост Троицкий.
 
Душ обоего пола числится в приходе 1082. Тайных раскольников по уверению Священника Петра Клиентова, которому кажется, я успел внушить полное к себе доверие, - до 150 душ обоего пола Спасова Согласа или Нетовщины. Самый закоренелый из них Назар Прокофьев, проживает в деревне Ратманихе и в той же деревне собираются раскольники на молитву у вольноотпущенного Льва Антонова Голубева. Многие Православные крестьяне села Троицкого рассказывали мне, что кроме вышепоименованных раскольников Спасова Согласа деревня Рожество помещиков Еропкиных подозревается в укрывательстве странников или бегунов, и что там проживает странноприемщики Григорий Кузьмин и Григорий Фролов. Существование здесь этой секты подтверждается еще тем, что несколько женщин и девок из деревень Ратманихи и Рожество находятся в бегах. В имении Помещика Плаутина вовсе нет раскольников и все прихожане усердно посещают церковь. В этом имении замечают весьма странный обычай. Многие девки отказались от замужества, весьма усердны к молитве, живут с родителями, находятся у них в строгом послушании и постоянно носят черную одежду, которая как известно весьма редко употребляется в простом народе.

 
Село Лучкино.
 
Во всем приходе числится 1169 душ обоего пола. Из них по указанию приходского Священника 20 душ обоего пола тайно придерживаются раскола по Спасову Согласу. Раскол завелся здесь от соседства удельных крестьян Шевалдовского и Никитинского Приказов, где находится большое количество и явных и тайных раскольников. Самый закоренелый раскольник в приходе села Лучкина Клементий Григорьев со всем своим семейством. Он проживает в деревне Галицкой помещиков Телепневых. Вообще неуважение к Церкви прихожан и нерадение их в посещении храма весьма велико по уверению Священика Павла Ягодкина и доказывает, что все они заражены духом раскола. В праздники Церковь бывает совершенно пуста, так, что он был вынужден даже писать об этом помещикам и от одного из них Ярославского помещика Смирнова получил письмо, которое я читал, и которое по словам Священника произвело весьма благодетельное действие. Г. Сергей Смирнов строго предписал своему бурмистру потребовать от крестьян посещения Церкви и исполнения Христианских обязанностей, потребовал к себе от священника список не бывающим у Исповеди и Св. Причастия и даже сделал некоторые взыскания. Эти меры были весьма полезны потому, что в 1852 году почти все крестьяне помещика Смирнова были у Исповеди и Св. Причастия, хотя некоторые еще до сих пор негодуют на Священника за его донос. От Павла Ягодкина, бывшего прежде Священником в Кинешемском уезде в селе Георгиевском, я получил некоторые сведения о тамошних раскольниках и эти сведения будут мною помещены в своем месте.
 
В селах: Башкино, Клон, Благовещенское, Приправино, Порздня, Макарьевское, Добрицы, Старо-Воскресенское, Пречиста и Егорьевское, раскольников почти нет, ни явных, ни тайных. В селе Башкино в прошлом году крестьянин Василий Дмитриев лет 27 от роду из деревни Кужлево обратился в раскол и потом бежал, а в приходе села Пречиста в деревне Лисенках, есть одно семейство, состоящее из 4 лиц, которое придерживается секты Спасова Согласа. Ничего любопытного и достопримечательного в этих селах я не встретил. Близ села Пречиста есть пустошь, называемая Старая Пречиста, где по преданию в древние времена была Церковь, но теперь нет других следов, кроме могил курганов.

Село Семеновское.
 
Явных раскольников 78 душ обоего пола Спасова Согласа.
В приходе села Семеновского находится 4569 душ обоего пола. 1 церковь и 4 Священника. Из них только Священник Симеон Москвин был со мною откровенен. Он ведет примерную жизнь и не пользуется доходами с раскольников, а потому на мои вопросы о числе раскольников тотчас же справившись со своими отвечал, что в его отделении 226 душ обоего пола тайно состоят в расколе по Спасову Согласу, что здесь проживает Ульяна Михайлова, девка 63 лет, вольноотпущенная из деревни Лазунихи помещика Кетова, которая исправляет у них должность попа, и у которой бывают собрания раскольников. Эта Ульяна Михайлова находится в большой дружбе с одной дворянкой тоже раскольницей и они вдвоем совращают Православных. Кроме того в деревне Кудина г. Евреинова проживает крестьянин Яков Тимофеев, у которого тоже собираются раскольники для молитвы. Остальные же три  Священника села Семеновского, по всем слухам и даже по рассказам церковного сторожа, отставного унтер-офицера Лейб-Гвардии Финляндского полка, укрывают раскольников и даже берут с них большие деньги в случае смерти тайного раскольника, чтобы не хоронить его по обряду Православной церкви. Сперва они были со мною весьма скрытные и много труда мне стоило, чтобы убедить их говорить правду. Священник Рябинин показал, что в его отделении есть до 50 человек тайных раскольников в деревне Морозихе; Священник Шофранов 72 души тайных раскольников обоего пола, а Священник Благовещенский только 25 человек. Итого у всех 4-х священников тайных раскольников 373 души обоего пола. В деревне Гляздуново, раскольники и раскольницы собираются у Авдотьи Шиловой, в деревне Сосунов у Андрея Антипьева, который как и Ульяна Михайлова, исправляет у них должность попа и имеет даже помощника Назара Фролова. В деревне Колюнов у Сергея Егорова. - По словам самих Священников по крайней мере 4000 душ в приходе села Семенова заражены духом раскола. Не бывших же у исповеди более 1200 человек если полагать, что Священник в своих списках показывают истинное число исповедавшихся и Причастившихся Св. Таин.

 
Село Макатово.
 
Явных раскольников 29 душ обоего пола по Спасову Согласу.
 
Душ обоего пола в сем приходе 2801, две церкви и три священника. От Благочинного Священника села Болотного Александра Горицкого, от всех Священников соседних приход, от унтер-офицера Василия Фирсова и от многих крестьян ближайших деревень, я узнал ещё до прибытия в село Макатово, что в деревнях Забельской и Зарубине, почти половина жителей, то есть до 300 человек тайно состоит в расколе. Священники же села Макатова оказались гораздо безнравственнее и скрытнее Священников села Семеновского, в особенности Священник Владимиров. Все трое показали, что у них тайно придерживаются раскола только 57 душ обоего пола по Спасову Согласу, и чтобы получить от них это сведение, я должен был прибегнуть к всевозможным хитростям, открывал им всё, что мне было известно, показывая даже некоторых раскольников поименно, и тогда только они решили сами указать на некоторых тайных раскольников.
 
В приходе села Макатова по исповедным книгам более 1300 душ не бывают у Исповеди, и между тем крестьяне в сем приходе никогда не отлучаются на промыслы. Ясное доказательство, что Священники потворствуют раскольникам. В деревне Забельской самый закоренелый раскольник Федор Петров, а в деревне Зарубино, Афанасий Тимофеев. В здешней Церкви хранится замечательное своею древностью и своею прекрасною печатью и бумагой Напрестольное Евангелие, оно начато при Патриархе Иове и кончено при Ермогене.

 
Село Порздня.
 
Яных раскольников нет.
 
В селе Порздня раскольников нет, ни явных, ни тайных и все прихожане весьма усердны к Церкви. Из всего прихода, т.е. из 4000 душ человек, только до 200 не бывают у Исповеди по отлучкам и нерадению. Некоторые из прихожан придерживаются двухперстного сложения, и именно те, которые отлучаются на заработки в Нижегородскую и Пермскую губернии. Здесь до 1500 душ портных и они-то возвращаясь от раскольников, крестятся уже по раскольнически и откровенно сознаются, что если они будут креститься по Православному, то раскольники на которых они теперь работают перестанут давать им заказы и не будут принимать у себя.
 
 
Заштатный город Лух.
Город весьма беден, жители занимаются разведением лука и продажею его на всех базарах Юрьевецкого уезда. В городе 2 Церкви и 3 Священника. Тайно придерживается к расколу по Поповщинской секте только одно семейство бывшего купца, а ныне мещанина Волгина, состоящее из трех лиц: дряхлого старика Волгина, его жены и дочери старой девки.

Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account