valuh


Вичуга - Москва - Россия

История - природа - география


Previous Entry Share Next Entry
Великий голос из Гольчихи.
valuh
Уникальный хор басов.

В начале 20 века в Москве существовал непревзойдённый хор басов, аналогов которому не было и, наверное, нет ни в России, ни в мире. Случилось это благодаря московскому митрополиту Сергию (Ляпидевскому) (1820-1898), который ещё в конце 19 века решил под куполами древнего Успенского собора в Московском Кремле собрать «уникальный унисонный хор священников и дьяконов».

«Хор духовенства Успенского собора был грандиозным басовым ансамблем, сверхмощным по силе, массивности звука. Таких басов не было ни в Большом театре (единственное исключение – непревзойдённый В.Р. Петров), ни в других оперных театрах. Певчие Синодального хора каждый раз с профессиональным любопытством ждали их выступления, каждый раз изумляясь, восторгаясь лавиной басового звука этого вокального чуда». (из книги «Русская духовная музыка в документах и материалах», Т.1., М., 1998).

Священники и дьяконы Успенского собора имели «только басы, центральные и профундовые, великой мощности звука, глубины и широты диапазона от до-ре большой октавы до до первой октавы (Розов, Ходня, Ризположенский, Румянцев, Питаев, Субботин, Воздвиженский и другие)». (из той же книги).

Первым в этом списке указан протодиакон Розов Константин Васильевич (1874-1923), который в 1918 году, по предложению новоиспечённого патриарха Тихона, получил уникальный титул архидиакона. В группе басов он занимал лидирующее положение, его сравнивали с Шаляпиным. Память Розова чтят в Ульяновске (он уроженец Симбирской губернии), регулярно проводя Розовские чтения и Фестивали духовной музыки.

Следующий - дьякон Ходня, родом из Харькова, полностью забыт. Третий в этом списке – дьякон  Ризположенский. Он тоже полностью забыт. Но так как он связан с Вичугой, следует напомнить о нём.

Дьякон единоверческой церкви.

Ризположенский Василий Петрович родился в 1875 году, окончил Кинешемское духовное училище. В 1897 году он в качестве дьякона поступил в штат Никольского единоверческого храма села Новая Гольчиха, которое в 1925 году влилось в состав г. Вичуги.

Самое раннее появление подписи дьякона Василия Ризположенского в метрических книгах Никольской церкви относится к записи от 13 ноября 1897 года.

Следует заметить, что годом ранее в феврале 1896 года Никольский храм покинул Михаил Василевский, отец будущего маршала Василевского, который был назначен священником в новопостроенном единоверческом храме в с. Новопокровском, расположенном в 20 км от Гольчихи. Михаил Василевский был регентом местного хора и, возможно, нового человека в храм искали с учётом певческих талантов…

В Гольчиху 22-летний Василий Ризположенский уже приехал с женой. Жену дьякона звали Феоктиста Ивановна. 7 сентября 1898 года она родила дочь Веру…

В Гольчихе также были рождены сын Александр (в 1900 г.) и дочь Зоя (в 1902 г.). Зоя умерла в 1903 году, судьба Веры и Александра неизвестны… Из других детей известна ещё Ольга, которая, видимо, родилась ещё до переезда в Гольчиху. В 1915 году она считалась уже взрослым человеком, так как персонально указана среди жителей Москвы.

Восприемниками детей Василия Ризположенского, родившихся в Гольчихе, были:


  • купеческий сын Дмитрий Федорович Морокин;

  • жена юрьевецкого мещанина Ильи Степановича Любимова Анфиса Васильевна;

  • фабричный врач Николай Яковлевич Успенский;

  • дочь купца Сергея Дмитриевича Миндовского Вера Сергеевна;

  • потомственный почётный гражданин Сергей Александрович Морокин;

  • жена коллежского асессора Георгия Петровича Любимцева Лидия Михайлова.

В 1902 году жена дьякона Ризположенского была восприемницей дочери дьякона Константина Соколова. Сам Василий Ризположенский был крестником тоже лишь однажды: 10 января 1904 года он был восприемником Николая, сына местного священника Дмитрия Феоктистовича Розова.

Конкурс в Успенский собор Кремля.

В начале марта 1904 года гольчихинский дьякон прибыл в Москву, чтобы держать испытание на место в Успенском соборе Московского Кремля. Проба голосов происходила в Синодальном училище, его конкурентом был дьякон Никольский из г. Пензы. И дьякон из Вичуги победил.

В архивах сохранился отзыв о его испытании, подписанный прокурором Синодальной конторы А.А. Завьяловым и направленный 3 марта 1904 года протопресвитеру В.С. Маркову: «Досточтимый отец протопресвитер Владимир Семенович! По словесному нашему соглашению сегодня за вечерней спевкой в Синодальном училище произведено было испытание диякону Костромской епархии Ризположенскому. Возглашение ектений и многолетия, а равно чтение Евангелия о. кандидатом признается удовлетворительным, голос хорошим. По мнению производивших в моём присутствии испытание гг. директора, регента и его помощника, а равно и по отзыву старших певчих, диакон Ризположенский мог бы с честью служить в Успенском соборе, конечно, если будет внимательно прислушиваться к служению опытных о. дьяконов и возьмёт несколько уроков у специалистов по обработке голоса и выразительному чтению».

Но об этом отзыве вичугский дьякон ещё не знал. Утром 4 марта он, видимо, уже вернулся в Гольчиху, так как участвовал в таинстве крещения.

Дьякон Успенского собора.

Окончательно решение было принято 27 марта, а 17 апреля в Московской синодальной конторе было заведено дело «О перемещении диакона с. Гольчихи Николаевской ц. Кинешемского уезда Василия Ризположенского в Большой Успенский собор».


В Москве семья дьякона жила на территории Крестовоздвиженского монастыря по адресу: Воздвиженка, 7.

В адресных книгах «Вся Москва» за 1911 и 1917 г. указаны сам дьякон и его жена. А за 1915 год указана также дочь Ольга. Видимо, к 1917 году она вышла замуж, поменяв фамилию и место жительства.

В советский период Ризположенские уже отсутствуют в адресных книгах.

К сожалению, никаких фотографий Василия Ризположенского, в том числе в московский период его жизни, не обнаружено. Также нет фотографий начала 20 века, сделанных в Успенском соборе во время проведения службы.

Но сохранилось ряд воспоминаний, в которых упомянут дьякон. Приведём цитаты.

Из воспоминаний Александра Смирнова (1900-1992), ученика Синодального училища в 1909-1917 гг.: «У диакона Ризположенского был высокий, несколько металлический баритон. Читал он прекрасно, с исключительной дикцией, но очень быстро. Когда Ризположенский исполнял роль чтеца, то все движение службы заметно убыстрялось. Вероятно, за тембр голоса и быстрое чтение он получил прозвище Петух. Ризположенский, надо полагать, был обременён большой семьёй, и поэтому его часто можно было видеть служащим в других храмах».

Из воспоминаний Николая Державина (1896-1979), сына пресвитера Большого Успенского собора: «Ризположенский – от природы звучный, великий голос металлического тембра. Его звучание было колоссальным, с ним нельзя было стоять рядом. Звук Ризположенский образовывал у зубов. Рослый, худощавый человек».

Из воспоминаний Михаила Макарова (1906–2004), звонаря Данилова монастыря: «До закрытия Успенского собора был в нём протодиаконом. Потом служил где-то на приходе. Высокого роста, худой, рыжеватый, с небольшой бородой. Высокий бас. Чтение Евангелия и паремий иногда заканчивал не на верхних нотах, как было принято, а на нижних – октавой. Получалось очень красиво».

Из воспоминаний Алексея Георгиевского (1904-1984), профессора Московской духовной академии:  «В 1910-х и 1920-х годах Василий Петрович несколько раз приглашался в наш Ильинский храм села Черкизово, что за Преображенской заставой. Здесь он участвовал в совершении богослужений в престольный праздник святителя Алексия (12 февраля по старому стилю) и в другие норочитые дни. Сразу же следует сказать, что протодиакон Ризположенский пользовался большой и неизменной любовью прихожан как весьма общительный церковный труженик, восторженный служитель Церкви Христовой. Музыкально одарённый, он имел прекрасный голос – баритон. Молящиеся воспринимали всем своим существом молитвенное, ясное, чёткое произнесение им ектений как беседу с Самим Богом. А его глубоко проникновенное евангельское чтение вечных глаголов Господних запечатлевалось навсегда в умах и сердцах молящихся. Диаконское, несомненно классическое, служение В.П. принесло ему всеобщее признание и большую похвалу верующих Москвы».

Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова) (1880-1961): «Горят свечи. Блестит всюду золото и позолота. Протопоп - "царь-поп", называли одного из них, огромной величины, был и "царь-дьякон", архидиакон Розов, колоссального объема и большущего голоса, - с очередным протодиаконом ходят по церкви, со звоном цепочек кадя иконы и людей (они тоже иконы, то есть образ Божий в них). А в это время на левом клиросе высокий, худой, белобрысый дьякон, кажется, по фамилии Ризположенский, громким и сухим басом бубнил псалмы великого повечерия. Не думает он о выразительном чтении, о том, чтобы все эти чуйки и платки понимали читаемое, это не требуется! А требуется все выполнять так, как было и двести лет назад, и пятьсот, и тысячу... С Ольги и Владимира. И при греческих, и русских патриархах, и при Грозном, и при Петре. Читали громко, без чувства, а серьезно, строго по заведенному веками речитативу. В храме и говорится все по-иному, чем в миру - никаких вольностей, ничего своего, отсебятины. Как в армии: воины отвечают начальству на одной ноте. Я слушал этот исконный речитатив и думал: "Вот меняются эпохи, а Церковь стоит две тысячи лет! Уходят цари, а она все остается! Меняются режимы и социальные формы, а здесь тысяча лет, две тысячи ведется одинаковый способ служения. Да, Церковь прочнее государственных форм правления! Вот-вот начнется революция (она началась через два месяца после этих дум). Все зашатается, развалится, разобьется вдребезги (на время), а Церковь устоит...»

Хор Юхова.

В начале 20 века в Москве был очень популярным духовный хор Юхова, до революции он записал множество пластинок, в том числе с разными знаменитыми солистами, в частности, А.В. Неждановой, В.Р. Петровым. Среди них были и дьяконы Успенского собора. После революции хор превратился в Первый Государственный хор, который участвовал в создании первых звуковых фильмов («Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга»).

В 1915 году были сделаны записи хора с протодьяконом Василием Ризположенским.
Вот список произведений в исполнении В.П. Ризположенского и хора Юхова, записанных на пластинки:


  • Многолетие на Рождество Христово.

  • Вечная память.  Многолетие из молебна на Рождество Христово в память 1812 года.

  • Просительная ектения.      

  • Выклична из архиерейского богослужения.       

  • Апостол на венчании.        

  • Прокимен на венчании.

К сожалению, сами пластинки или не сохранились, или не доступны…

После 1917 года.

В 1917-18 году протодьякон Ризположенский участвовал в Поместном соборе, на котором патриархом был избран Тихон. Вскоре Кремль был закрыт для церковников, превратившись в главную резиденцию новой власти, и Ризположенский был назначен протодьяконом церкви Рождества Богородицы в Путинках, расположенной на улице Малая Дмитровка в Москве.

Вот что ещё вспоминал Михаил Макаров:  «Мне запомнился такой эпизод. Как-то летом 1919 года  я обратил внимание протодиакона, что подрясник у него очень широк. В ответ он оттянул с живота подрясник вперёд. Получился большой пустой запас. «Вот какой я был до голодного времени» - сказал он мне».

Храм Рождества Богородицы  в Путинках закроют в 1935 году. Но Василий Ризположенский не дожил до этого, он умер в возрасте 55 лет в 1930 году. Как вспоминал Александр Смирнов: «Его очень любили москвичи, заполнившие улицу во время похорон Ризположенского».


Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account