valuh


Вичуга - Москва - Россия

История - природа - география


Previous Entry Share Next Entry
Вичугская энциклопедия: Николай Латышев, "светописец" Нового Арбата
valuh
Латышев Николай Иванович – архитектор-художник, Заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР, один из видных оформителей Москвы в 1950-е-1970-е годы. Родился 15 июня 1909 года в селе Вичуге. Оформлял экспозиции в павильонах ВДНХ, в залах Центрального музея Вооружённых сил СССР. Является новатором в области иллюминации праздничной Москвы («светопись» на Новом Арбате).




Павильоны ВДНХ

25 октября 1948 году за подписью Сталина вышло постановление «О Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», которым предписывалось возобновить работу выставки с 1950 года. Как и в довоенном случае, срок открытия выставки значительно сместился. Произошло это лишь 1 августа 1954 года. Но к этому времени обветшавший комплекс 1939 года был масштабно перестроен.



Художник Николай Латышев внес свой вклад в подготовку к выставке. На его долю выпало оформление экспозиции в павильоне «Зерно». Этой работой он занимался в 1954 и 1955 годах.



«Экспозиция «Зерно» раскрывала задачи многочисленных советских колхозов и совхозов. Рассказывала о том, как решают проблемы засухи и неурожая научно-исследовательские институты. Демонстрировала обеспеченность зерном пищевых производств и населения СССР. Образцам 300 лучших сортов зерновых культур был отведен участок позади павильона. Там же гости выставки могли осмотреть вегетационный домик и машины, применяемые в производстве и переработке зерна».



В 1956 году на территорию ВСХВ перевели Всесоюзную промышленную выставку и в павильоне «Зерно» решено разместить экспозицию лёгкой промышленности. Соответственно, и павильон теперь стал называться «Лёгкая промышленность». Оформлением новой экспозиции в павильоне вновь занялся Николай Латышев, на этот раз в соавторстве с. А.С. Мироновым.



В павильоне вдоль стен стояли колонны из ярких разноцветных тканей, демонстрировались новые виды техники и материалов швейного и обувного производства. Большое внимание уделялось производству верхней одежды из синтетических материалов, особенно искусственного меха.



Судьба павильона «Лёгкой промышленности» оказалась печальной. Он был снесён, а на его месте в 1967 году была возведёна коробка безликого, но большого по площади павильона №57, в котором с 1990-х годов проводилась главная книжная ярмарка России.

В 1958 году постановлением правительства ВСХВ и промышленная выставка были объединены в ВДНХ. В этом же году Н. Латышев занимался оформлением экспозиций двух павильонов – «Лесная промышленность» и «Московская область».



Отметим, что художник-оформитель Николай Латышев стал третьим вичужанином, который оставил след в истории ВДНХ. Первые два – это наркомы земледелия Михаил Чернов и Иван Бенедиктов, которые, возглавляя Главный выставочный комитет, были, по сути, идеологами выставки. Можно вспомнить ещё вичугских зенитчиц, которые защищали небо в районе ВДНХ.


Учёба в Строгановке

Во время хрущёвской оттепели резко возросло количество различных выставок, образовался дефицит соответствующих специалистов. В 1960 году в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском) стали готовить художников-оформителей.



Николай Латышев, видимо, не имел профильного образования, которое было необходимо для дальнейшего карьерного роста. И вот, перешагнув полувековой юбилей, он три года учится в бывшем Строгановском училище, переехавшем к тому моменту в новое просторное здание на Волоколамском шоссе.


Залы Центрального музея Вооруженных сил СССР

В годы учебы он уже начал продумывать оформление залов в строящемся здании Центрального музея Вооружённых сил СССР. Новое здание было открыто 8 мая 1965 года.



Два наиболее важных зала, в которых разместились экспозиции, посвящённые Гражданской войне и Великой Отечественной войне, были оформлены вичужанином Н.И. Латышевым.




«Световой фонтан» на Арбате

Другое направление деятельности Николая Латышева – это уличное оформление праздников. И здесь главным коньком художника стали световые решения для вечерней Москвы. Причем, многие решения были новаторскими для столицы, применялись впервые.



Первая известная работа Н. Латышева в этой области – это создание в 1957 году «светового фонтана» («электрического фонтана» из святящихся лампочек) на Арбатской площади, который украшал вечернюю Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов.


Вечерняя иллюминация Нового Арбата

Но классические «светописные» работы Николая Латышева связаны с проспектом Калинина (Новым Арбатом), построенным в 1967 году. В этот год в стране широко отмечалось 50-летие Великой Октябрьской революции, и Новый Арбат вместе с Кутузовским проспектом был впервые новаторски оформлен по проекту Николая Латышева.








Процитируем книгу О. Немиро «Праздничный город» (Ленинград, 1987) из главы «Иллюминация и «световая архитектура»:
«Оригинальной находкой в области светового декорирования праздничной столицы в 1967 году, активно используемой и сегодня, явилось светографическое оформление Нового Арбата, точнее, его магистральной части – Калининского и Кутузовского проспектов. Принципиальное решение светового декора было совершенно новым. Оно включало подсвет зданий или освещение их заливающим, контурным, ажурным светом. Схема светооформления дополнялась использованием внутреннего архитектурного освещения зданий, как бы «из самих себя». Свет, проходящий сквозь стекла выборочных окон, «рисовал» отлично воспринимаемые на расстоянии цифры юбилейных дат, отдельные слова, лозунги. Это светографика оформляет здание СЭВ, фасадные плоскости домов, выходящих на Калининский и Кутузовский проспекты. Тройные электрогирлянды на перетяжках, подсвет деревьев вдоль трассы дополняют масштабную светопись на уровне «архитектуры земли».



Но в 1967 году здания-книжки хоть и были построены, но ещё продолжалась внутренняя отделка. Поэтому новаторский приём «светописи», который использовался на здании-книжке СЭВ, нельзя было использовать на «книжках» Нового Арбата.  Окончательно дома были сданы в эксплуатацию 1969 году.  И уже на праздновании Первомая в 1970 году на них, видимо, впервые и появилась «светопись». Такие надписи как «СССР», «1 МАЯ», «9 МАЯ» стали классикой советского Нового Арбата.





На здании СЭВ обычно высвечивалась очередная годовщина Дня Победы, Великого Октября и образования Советского Союза.



На Новый год арбатские «книжки» обозначали наступающий год. А в дни 26-го Съезда КПСС в 1981 году на Новом Арбате были высвечено слово «КПСС».




Приложение

Дополнительная подборка фотографий «светописи» на Новом Арбате
















Заключение

К сожалению, о Николае Латышеве многое неизвестно. Нечего неизвестно ни о его довоенной жизни, ни о службе в годы войны. Известно лишь, что 1985 году он, как и многие другие ветераны войны, был награждён Орденом Отечественной войны II степени. Значит, к этому моменту он был ещё жив. Нет также ни одного изображения художника.

Хочется отметить, что у Николая Латышева был знаменитый предшественник, также связанный с Вичугой. Это Василий Корчмин – ближайший сподвижник Петра Великого, владелец села Вичуги, в котором и родился Латышев.



Главными народными зрелищами и одновременно мощной политической пропагандой в петровское время были фейерверки, точнее они назывались «аллегорическими феерическими театрумами». Это было сложное и длительное действо, состоящее из фейерверков верховых, низовых, водных, в виде аллегорических фигур, прославляющих победы русской армии. Гравюры с изображениями таких фейерверков в пропагандистских целях распространялись как внутри страны, так и за границей. Корчмин был главным фейерверкером с 1700 по 1727 гг. То есть все главные фейерверки в России в петровское время организовывались Василием Корчминым.



Таким образом, Николай Латышев со своей советской «светографикой» является прямым продолжателем дела своего земляка Василия Корчмина.


Источники фотографий

?

Log in

No account? Create an account