?

Log in

No account? Create an account

valuh


Вичуга - Москва - Россия

История - природа - география


Previous Entry Share Next Entry
А.Ф. Морокин, Поездка в Крым и Константинополь (в 1906 г.). Часть 10
valuh
10. В патриаршей церкви (15 октября 1906 г.)

Утром поехал через Золотой Рог на каике за три пиастра; ловкие гребцы-турки живо перевезли меня в Стамбул. Пришел в патриаршую церковь до начала службы. Церковь во имя великомученика Георгия; в фонаре церкви очень грустное и. как мне показалось, во всех отношениях убогое место, для патриарха: особенно безотрадно для христиан видеть такой убогий храм для богослужения при жительстве патриарха. Если сравнить с Софией нищенское обиталище патриарха, главы некогда бывшей блестящей на весь мир греческой церкви, то сердце сжимается от горести и жалости о утрате великого значения греческой церкви для православия *).

*) Я всматривался в физиономии греков, и наблюдал выражения чувства их лиц; по моему в их физиономиях и в движениях видится что то гордое — какое-то кажущееся величие но вместе с тем видна какая-то подавленность, свидетельствующая о давнем рабстве, мне показалось что на мужественном и выразительном лице патриарха более других отпечатались эти противоположный чувства.

Церковь, где происходила служба, небольших размеров: она построена, как базилика, имеет два ряда мраморных колонн, числом 7 или 8 в каждом ряду. У правого ряда колонн недалеко от алтаря поставлена патриаршая кафедра, к кафедре ведут с полу три ступени, около двух аршин, кафедра неширокая, четвертей пять. Сверху на четырех столбиках крыша, особенного на ней украшения, кроме мозаики. нет. есть предание, что будто эта кафедра была кафедрой Иоанна Златоуста; Несомненно что это предание легендарное, невероятное, так как есть свидетельства, что кафедра Златоуста разрушена потолком храма, упавшим на нее во время землетрясения. От патриаршей кафедры под колоннами ко входу в храм поставлены высокие узенькие кресла с откидной скамейкой для сиденья, на противоположной стороне ряд таких же сидений, так что церковь оказывается разгороженной на три части, с левой стороны вход на хоры, где стоят женщины во время богослужения, это нравственно целомудренный обычай, очень похвальный. У нас в наших православных церквах женщины стоят вперемежку с мужчинами; например в Сергиевской Лавре женщины стараются стать близ самых царских врат преимущественно молодые, что весьма неблаговидно, особенно в монастырях. На такой порядок или вернее беспорядок не мешало бы обратить внимание, чтобы упорядочить подобное безобразие.

Пол в церкви тесовый белый, даже ничем не покрашен, удивительное невнимание, неужели не найдется сотня — другая рублей, чтобы окрасить пол, вообще привести храм в более благообразный вид. Амвона, как у нас, в церквах нет, а так же и солеи перед царскими вратами. Дьякон, произнося ектенью, стоит налево от царских дверей. Я всю литургию смотрел, и он против царских врат не стал ни одного разу; иконостас деревянный, резной, окрашен черной краской; местные иконы почти без всяких украшений, за исключением одной. Выше местных икон, где у нас в церквах ставятся дванадесятые и другие уважаемые церковью иконы, здесь наставлено по всему ряду, в иконостас множество мелких, разного размера икон. В церкви своды не особенно высокие; по обыкновенно древних церквей всюду полумрак. Видел арку, теперь заложенную кирпичом, на которой в 1826 г. был повешен турками патриарх Григорий. За службой присутствовал сам патриарх, но во всю службу в алтарь не входил. Патриарх высокий представительный старик, около 60 лет со строгим энергичным лицом. В креслах идущих от его кафедры к выходной двери, сидело человек десять старцев, должно быть архиереи и архимандриты. Служил священник и два диакона тенора, что производило какое-то слабое впечатление, особенно для нас привыкших к басистым дьяконам; с виду оба диакона небольшие мизерные, что также дает невыгодное впечатление. Певчих на каждом клиросе было человек по десяти, двое больших, остальные мальчики; пели долго, попеременно, антифоны псалмы и стихиры; апостол читал с левого клироса мальчик; отступя от клироса шага на два, читал внятно, недурно, только с особыми интонациями голоса, у нас апостол так не читают. евангелие читал диакон с кафедры, которая сделана на колонне, как у католиков, читал, ровно гладко и внятно, кончил почти не возвыся голоса, что по моему достойно похвалы, у нас же напротив к концу евангелия диаконы уже не читают, а поднимают какой-то безчинный вопль, сильно компрометирующей благочиние и достоинство священного богослужения. Певчие, не знаю, что о них сказать. Что то странное получается из их пения, они поют в унисон, но голоса выходят из него, делая какие-то странные, голосовые вариации; пение вообще не отвечает молитвенному настроению, как по своему нестройному исполнению, так и по самому его составу, лишенному молитвенной мелодии. Патриарх сам читал два раза: один раз, Символ веры, а второй «Отче наш». сам же делил просфору; к кресту почему то не прикладывались, он не был и вынесен. После оделения просфорой весь народ пошел вон из церкви, как получили просфору сейчас же надели фески; удивительно еще то, что греки крестятся а не кланяются, я не видал, чтобы кто крестился, и поклонился, а крестятся за службой часто. Женщин, в храме во время литургии нет ни одной, все стояли на хорах, после же оделения просфорой сошли с хор, чтобы прикладываться к мощам и иконам. Все-таки я должен сказать, что богослужение шло чинно, скромно, хорошо, за исключением пения. После евангелия священник долго говорил проповедь с кафедры, что на колонне. У нас обыкновенно говорят проповедь во время приобщения священников, этим обычаем читать проповедь сейчас же после евангелие только бесполезно удлиняется служба. Царские врата низенькие, верхняя их половина не загорожена ничем, только завесой, когда нужно ее задергивают; на средине царских врат поставлен двуглавый орел, по моему, тут ему не место. Во время великого выхода не поминаются вслух, ни султан, ни кто-либо из светских правителей; только проходя мимо патриарха вполголоса поминают его. У нас же в это время придумана целая церемония, чего нет ни в каких древних уставах и на всем востоке. Откуда взяли этот новый чин? неужели только из лести к царствующим лицам. В древних уставах, говорится о поминовении царя в это время, только тогда, когда он сам тут присутствует.