Merlu (valuh) wrote,
Merlu
valuh

Categories:

Клинская Алёнушка, или Русская девочка-грибница, покорившая Париж



Заказ золотопромышленника, или Легенда усадьбы Золино

Отъехав с десяток километров к востоку от старинного подмосковного города Клина, можно оказаться в бывшей старинной усадьбе Золино. От самой усадьбы сохранилась лишь въездная берёзовая аллея да запущенный парк с двумя прудами. Деревянный главный дом сгорел в лихие 1990-е.

В 1893 году новым владельцем усадьбы стал сибирский золотопромышленник Дмитрий Чернядев. При нём усадьба получила вторую жизнь. Именно тогда появилась берёзовая аллея, а в парке высажены липы.

Как гласит «семейное предание», поведанное в одной клинской краеведческой книжке, эта история произошла летом. Как-то раз одна местная деревенская девочка пошла по грибы в лес. Увлёкшись сбором грибов, она не заметила как подошла туча и разразилась страшная гроза. Девочка едва успела спрятаться под разлапистой елью.

У владельца имения был старший сын. После грозы мальчик пошёл прогуляться по лесу вместе с охотничьей собакой. В лесу они и повстречали девочку-грибницу, стоявшую рядом с полным лукошком грибов и выжимавшую подол, промокший уже не столько от дождя, сколько от мокрой травы.



Мальчик-охотник проводил девочку-грибницу в господский дом, где её напоили горячим чаем, а затем, пообсохшую, отпустили в родную деревню.

В это время, как гласит легенда, у Чернядева гостил известный скульптор Фёдор Каменский. Возможно, промышленника и скульптора объединял интерес к археологии, которой оба увлекались. История с девочкой-грибницей так умилила их, что хозяин попросил Каменского запечатлеть в скульптуре эту историю.

Через некоторое время в парке усадьбы Золино появились две чугунные скульптуры: «Девочка-грибница» и «Мальчик-охотник».

Вот такая легенда. Красивая, но правды в ней немного, кроме той, что в Золино, действительно,находилась «Грибница» и вторая скульптура, которая называлась, видимо, не «Мальчик-охотник», а «Мальчик-пастушок». После революции 1917 года «Мальчик» бесследно исчез. А судьба «Девочки» оказалась счастливее. Её перевезли в Клин и установили в сквере в центре города, у Торговых рядов.



В 1990-годы скульптуру несколько раз хотели украсть. Тогда её, чтобы не было больше таких соблазнов, поместили в краеведческий музей, а в сквере установили бронзовую копию. Ныне «Девочка-грибница», которую клинчане ласково прозвали Алёнушкой, – одна из главных достопримечательностей Клина.


«Крёстная мать» из Мариинского дворца

Вопреки золинской легенде, «Девочка-грибница» появилась отнюдь не в 1890-е годы, а значительно раньше. Идея скульптуры возникла в 1869-1870 годах, во время кратковременного пребывания скульптора Каменского в России, когда он, видимо, сполна отвёл душу на тихой охоте в лесах под Петербургом. Следует сказать, что Фёдору Фёдоровичу само место рождения предначертало грибную тему. Дело в том, что его отец был лесничим при Санкт-Петербургском лесном и межевом институте, поэтому Фёдор родился при лесных угодьях института в местечке Лесное под Питером и детство его было тесно связано с лесом. Да и родился-то он в самый пик грибного сезона – 21 августа (2 сентября) 1836 года. Как приятно в свой день рождения срезать боровики в корзину!

И вот он вновь в родных местах! Это время было самым счастливым в жизни скульптора. Вернувшись на родину после долгой творческой командировки в Италию, он привёз оттуда не только свежие работы, но и невесту, 19-летнюю Екатерину Есимонтовскую, дочь малороссийского дворянина Суражского уезда, которая, каким-то образом оказавшись во Флоренции, стала моделью для его работ «Вдова» и «Первый шаг». Молодая красавица, разумеется, легко вскружила голову 33-летнему скульптору, и вернувшись в Россию в 1869 году, они поженились. В 1870 году Каменский вновь на три года отправился во Флоренцию. Взял он с собой и эскиз будущей «Девочки-грибницы».



В те годы во Флоренции постоянно жила великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, президент Императорской Академии художеств. Именно в её честь назван знаменитый Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Однажды, будучи в мастерской Каменского, она обратила внимание на эскиз «Грибницы». Он ей так понравился, что она и заказала скульптору изваять скульптуру.


«Девочка-грибница» и «Охотники на привале»

Явление «Девочки-грибницы» народу произошло 17 (29) ноября 1871 года в Санкт-Петербурге. В этот день в Императорской Академии художеств открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Это была самая большая художественная новость в России, «особенная и небывалая». Всего было выставлено 46 произведений живописи и лишь одна скульптура – «Девочка-грибница» Фёдора Каменского, которая тогда получила название «По грибы». Исключение для скульптуры было сделано, без сомнения, по воле великой княгини Марии Николаевны.

И в каком же окружении стояла наша грибница? Вот лишь некоторые произведения живописи, ставшие русской классикой: «Грачи прилетели» Саврасова, «Охотники на привале» Перова, «Майская ночь» Крамского, «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Николая Ге.



Знаменитый критик Стасов в статье о выставке передвижников так написал о произведении скульптора:
«Для полноты отчёта следует упомянуть ещё о гипсовой статуе г. Каменского «По грибы». Тут представлена маленькая русская девочка, которая поставила наземь свой кузовок набранных грибов и, вероятно замочив низ сарафанчика, переходя вброд, выжимает из закрученного подола воду. Головка не лишена грации и русской типичности, но вообще эта статуэтка не совсем удовлетворительна и по позе, несколько деревянной, и по малому интересу мотива, и, наконец, по плоским ногам и пр.; кто не знает, какие пухлые, милые ножки бывают у детей этого возраста? Наконец, хотелось бы спросить: неужели весь свой век г. Каменский будет только и делать, что немножко кисленьких женщин да немножко сладеньких детей? Мы признаем за г. Каменским талантливость и желали бы ему уберечься от монотонии и крайней односторонности.»



Вот так появилась на свет наша грибница – с благословения великой княгини, в гипсовом исполнении, в окружении шедевров великих живописцев и под критическими стрелами художественной критики. Затем скульптура была изваяна в мраморе и, согласно словарю Брокгауза и Ефрона, находилась в Эрмитаже.

После Петербурга первая выставка передвижников экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Когда Каменский, получив мизерный дивиденд со сбора выставок, узнал, что его «Девочка» оценена в 15 рублей, возмущению его не было предела. Он написал письмо в правление Товарищества передвижников: «Считая оценку моей статуи «Грибница» в 15 рублей совершенно ни с чем не сообразной и в ущерб моим интересам, я возвращаю в правление Общества те 2 рубля 50 копеек, которые мне были выданы в виде дивиденда, пропорционального стоимости моей статуи, со сбора за прошлые выставки, и при этом замечу, что я выставлял не работу формовщика, а художественное произведение».

Закончился этот конфликт разрывом отношений с Товариществом.


Это страшное слово «Свобода», или пионер «Чистой воды»

1872-73 годы стали роковыми для Фёдора Каменского. В 22 года умирает жена. Происходит разрыв с Товариществом передвижников. Академия художеств отказывает ему в присуждении звания профессора. И в довершение ко всему – «царская опала».

В атмосфере послереформенной России, когда страна училась жить в условиях свободы, Каменский создал одну из самых знаменитых своих скульптур «Первый шаг, или Мать, учащая своего ребёнка ходить». Александру II идея скульптуры понравилась и он заказал скульптору сделать в Италии мраморную копию для Эрмитажа. Но камнем преткновения оказалась небольшая, но существенная деталь – это детский паровозик у ног ребёнка. На паровозике было написано слово «Liberty», то есть «Свобода»!



Как развивался конфликт, не совсем ясно. То ли Каменский отказался убрать надпись на мраморной копии, то ли её обнаружили слишком поздно. Короче, Александру II это слово не понравилось. Одно дело аллегория на тему свободы, другое дело – само слово «Свобода». Кроме того, Каменского заподозрили в связях с революционерами: в Италии он, кстати, тесно общается с Герценом и становится убеждённым социалистом и противником самодержавия. Верховная власть, до этого благоволившая скульптору, отвернулась от него.



В этих условиях Фёдор Каменский решил покинуть Россию. Он отправляется с маленькой дочкой в Америку и начинает жизнь с чистого листа. Сначала работает фермером в Канзасе. Здесь он встречает свою вторую жену – рыжеволосую красавицу-швейцарку. В 1881 году новая семья переезжает во Флориду, в местечко с красивым названием Clearwater («Чистая вода»), расположенное на берегу моря. Здесь в то время жило только 16 семейств. В этом райском уголке Федор Каменский, по сути, становится основателем города Clearwater, население которого ныне превышает 100 тысяч человек. Он строит первый настоящий городской дом – трёхэтажную гостиницу. Позднее его племянник Иван Филиппов, вызванный дядей из России, построит здесь всю основную городскую инфраструктуру: здание городского управления, банк, гостиницу, кинотеатр и другое. В этом городе на местном кладбище Фёдор Каменский и упокоится в 1913 году, рядом со второй женой. В некрологе местная газета назовёт его пионером города.



До 1889 года Фёдор Каменский жил в США под чужим именем. О том, что он был известным российским скульптором, никто не знал. Ни в фермерстве, ни в гостиничном бизнесе он не преуспел, а разросшуюся семью (кроме дочери от первого брака, появилось ещё трое детей) надо было как-то содержать. Ему хотелось вернуться в большое искусство.

Однажды он рассказал свою драматическую историю американскому журналисту. Через некоторое время в крупных американских газетах появились сенсационные статьи, в которых говорилось, что во Флориде обнаружен знаменитый русский скульптор, который был изгнан из России царём из-за слова «Свобода», что он вынужден был скрываться под чужим именем, забросить профессию и влачить бедственное существование... Среди его самых известных произведений упоминалась и «The Mushroom Girl».



Громкие статьи в газетах сделали своё дело – Каменского заметили. Он вернул себе настоящее имя и получил американское гражданство. Его пригласили на профессорскую должность в Американскую школу искусств в Нью-Йорке. В этом же году он выигрывает конкурс скульптурных проектов для Капитолия в Канзасе.

Короче, как только жизнь стала налаживаться, то Каменский сразу вспомнил о России, которую любил всем сердцем. Он стал интересоваться, что происходит на родине, налаживать связи.



По иронии судьбы, свидетелем этого интереса стал Пётр Ильич Чайковский, последние годы которого были тесно связаны с Клином. Чайковский даже однажды побывал в гостях в усадьбе Золино, но ещё до того, когда там появилась «Девочка-грибница» (в 1886) и оставил короткую запись в своём дневнике: «Великолепный дом. Большой парк». В 1891 году Чайковский гастролировал по США. Вот запись из дневника великого композитора от 10 (28) мая: «Позднее появился известный скульптор Каменский, не знаю отчего уже 20 лет в Америке проживающий... Поставил меня в тупик, попросив рассказать всё, что я про теперешнюю Россию знаю...»


Триумф в Париже

Энергичный Каменский настолько быстро восстановил связи и влияние в России, что уже в 1893 году становится руководителем художественного отдела русского павильона на Всемирной выставке в Чикаго. Видимо, в период этих контактов он побывал в России и договорился об отливке «Девочки-грибницы» на Каслинском заводе. Одна чугунная копия поступила в имение Золино, а другая попала на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 года в Нижнем Новгороде. Она украшала вход в ажурный чугунный павильон Каслинского завода. Это был российский триумф каслинского литья. Оно получило высшую награду: право ставить на изделиях клеймо с государственным гербом России (двуглавым орлом).



Ещё больший, международный триумф произошёл четыре года спустя, в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже. Там каслинский павильон произвёл настоящую сенсацию. Президент Франции даже хотел купить чудо уральских мастеров за 2 миллиона рублей. Каслинское литье получило высшую награду выставки – Гран-при и Большую золотую медаль. Не обойдена вниманием и наша «Грибница», которая также, как и в Нижнем, украшала павильон. Она так очаровала парижан, что ей присудили Большую серебрянную медаль.

Ныне девочка-триумфаторша, так же как и её клинская усадебная сестричка, находится в музее. В городе Екатеринбурге.




Заключение

Скульптура «Девочка-грибница» удивительна историей своего создания и своей судьбой. Не менее удивительна жизнь отца «Грибницы» - скульптора Фёдора Каменского. «Девочке-грибнице» уже более 140 лет. Она старше Статуи Свободы (1876) и опекушинского памятника Пушкина (1880). Значительно старше знаменитой Русалочки (1913) – символа Копенгагена. «Девочка-грибница» достойна большего внимания! Она не только символ и талисман города Клина. Она – один из символов России.
Tags: Клин, история России, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments